ОБО МНЕ
Немного о себе. Выступления иллюзиониста с яркой чередой магических трюков завораживали меня с детства. И я просто пошёл за своей мечтой. Поэтому первое моё образование, артиста оригинального жанра, иллюзиониста, я получил в Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства. По окончании академии началась моя кипучая концертная деятельность по странам ближнего и дальнего зарубежья. Я дважды становился лауреатом международных конкурсов иллюзионного искусства.
Вскоре у меня появилась прекрасная партнёрша, ставшая впоследствии моей женой. Благодаря тому, что нас было уже двое, мы могли работать дуэтные номера с романтической тематикой, лиричной музыкой, красивой хореографией. Мы много гастролировали.
Сейчас я работаю сольно, жена занимается организацией и режиссурой праздников. В моём репертуаре есть яркие сценические номера, а также программа микромагии – это интересные трюки, которые можно показать в непосредственной близи от ваших глаз, поэтому у зрителей появляется не просто интерес и удивление, а даже азарт. В данный момент мне очень нравится показывать трюки с голубями, приятно видеть восторг зрителей.
Как ведущий различных мероприятий - корпоративных праздников, свадеб, юбилеев, концертов, презентаций, детских программ - я работаю с тех пор, как окончил Белорусский университет культуры и получил специальность режиссера праздников. Профессионально владея иллюзионным искусством и объединив две полученные мной профессии, я создаю оригинальные развлекательные программы, в которые кроме игр, конкурсов и розыгрышей входят несколько блоков фокусов в подарок. Кроме этого, я постоянно нахожусь в творческом процессе и стараюсь обновлять свои программы яркими, весёлыми эпизодами.
Идей много, как и у любого творческого человека. Нужно лишь успеть всё воплотить.
Люблю удивлять и дарить праздник людям.
СМИ ОБО МНЕ
Интервью в журнале «Неополис»
"Абракадабра"
Есть специально обученные люди, которые за ваши деньги будут с удовольствием обманывать ваши ожидания. Вы при этом, в большинстве случаев, останетесь довольны. И, заметьте, речь идет вовсе не о политиках.
– Что считается самым сложным в профессии иллюзиониста?
– Самое сложное – это ежедневные многочасовые тренировки и репетиции. То, что тренируется в течение месяцев, как правило, на сцене проходит в секунды или в доли секунды: эффект появления голубя или исчезновения какого-нибудь предмета. Чтобы подготовить, отшлифовать номер, сделать его презентабельным, на это может уйти несколько месяцев, а иногда и лет, в зависимости от его сложности.
– Какой фокус труднее всего было готовить?
– Основанный на ловкости рук: манипуляции с картами, шариками, монетами и другими предметами. Эффект манипуляции – когда зрителям показываются пустые руки, хотя в этих руках всегда есть предмет. И главная задача, чтобы они не заметили предмет, он появлялся из ниоткуда или исчезал в никуда. Мне долгое время приходилось отрабатывать это перед зеркалом.
– У иллюзионистов очень пластичные руки. Наблюдаешь за предметом, а в итоге взгляд переключается на руки…
– Руки очень важны. Это инструмент иллюзиониста. Когда я только начинал, мои руки были совершенно не пластичны, как это обычно бывает у мужчин. Когда работаешь, занимаешься физическим трудом, естественно, руки огрубевают. И поэтому приходилось делать упражнения на растяжку пальцев.
– То есть у иллюзионистов существуют специальные упражнения для рук?
– Да. Растягиваются пальцы, кисти рук. Необходимы занятия пантомимой для рук, чтобы они выглядели изящнее, ведь руки – это первое, на что смотрят люди в нашей профессии.
– Было такое, что тебя рассекретили?
– Такие моменты случаются иногда. Но дело в том, как я заметил, часто предположения людей ошибочны. Когда ко мне приходят и говорят: «А! Вы сделали фокус вот так?» и я знаю, что это не так, но не говорю ни «да», ни «нет», чтобы не вводить человека в заблуждение или не подтолкнуть его к разгадке фокуса. Ведь весь интерес к фокусам основан именно на интриге, загадке, поэтому наш жанр и называется «иллюзия», то есть то, что кажется, но не является таковым. Но иногда, хотя и редко, люди подмечают какие-то нюансы.
– У алхимиков есть «Алхимия». А у иллюзионистов что?
– Вообще существует много литературы по иллюзионному искусству. Очень популярна книга иллюзионистов Вадимова А. А. и Триваса М. А. «От магов древности до иллюзионистов наших дней». Они написали историю иллюзионного искусства разных народов, откуда этот вид искусства начался, как развивался в древние времена и как обстоит дело в наши дни, а также историю многих российских и зарубежных фокусников. Там же есть описание различных фокусов. Есть много литературы, которая описывает трюки. Но, как правило, многие авторы описывают их не до конца, утаивают какой-то секретик. Ты начинаешь делать трюк, изготавливаешь реквизит, пытаешься сделать этот фокус, но он не получается, потому что техническая сторона не до конца раскрыта. Делают это иногда специально, чтобы фокусник мог изобретать, а не использовать уже готовое. Ведь задача иллюзиониста – научиться думать над трюком и найти свой стиль и подачу фокуса. И что самое интересное в фокусах – их нельзя запатентовать по той причине, что, хотя, эффект может быть одинаковым, но преподнесение, секрет – различны. Если у какого-нибудь фокусника, например, исчезает кролик в цилиндре, то его исчезновение можно по-разному реализовать. И все это зависит от умения думать и предлагать свои решения уже известного трюка.
– То есть такого, как в спорте – «прыжок от…», в иллюзионном жанре нет?
– Есть автор трюка, и есть дальнейшее развитие трюка. Например, распиливание женщины. Если раньше видели только голову и ноги, то сейчас этот трюк делают по-другому. Его усовершенствовал Кевин Джеймс, очень известный иллюзионист среди профессионалов. На глазах у всех он пополам распиливает человека, который просто стоит и держится за стол. Потом он поднимается на руках и видны разделенные половинки и пустота между столом и верхней частью тела, между которыми иллюзионист проводит руками, чтобы зрители могли убедиться, что ассистент распилен на самом деле, и что там нет никаких зеркал. Зрители видят, что человек реально разрезан пополам.
– Звучит как будто реально, выглядит, если представить, тоже. А умом все равно понимаешь – невозможно…
– Я сам не знаю секрета этого номера. Это новшество. Но очень интересно наблюдать как зрителю, так и профессионалу. Здесь есть, над чем задуматься и поразмышлять, и я уверен, скоро появятся иные варианты исполнения этого трюка.
– Требуется ведь не только ловкость рук, но интеллект для того, чтобы обмануть так искусно, красиво…
– Когда многие люди говорят, что фокусы – это обман, я говорю, что это не обман, а, на самом деле, это обман ваших ожиданий. Вы знаете, что по природе человек не может летать, но задача фокусника сделать так, чтоб он взлетел, и вы не увидели, каким образом он это сделал. Обманываются наши ожидания. Фокусы можно назвать головоломкой. Если человек просто напряжет мозги, хорошенько подумает, то, в принципе, может разгадать, а впоследствии, прорепетировав, сам делать какие-то трюки.
– Чьи номера как профессионалу тебе нравятся самому?
– Шикарно работает небезызвестный, очень разноплановый Дэвид Копперфилд. Потрясающие шоу есть у Зигфрида и Роя – двух фокусников, работающих в Лас-Вегасе. Интеллигентно и красиво работает великолепный фокусник Ланс Бартон. В стиле комической магии интересно работает Кевин Джеймс. Среди наших иллюзионистов – Владимир Данилин, Иван Ничипоренко, Александр Жабин, и многие другие.
– В чем феномен Дэвида Копперфилда? Внешность настоящего мага, окружен мистическими рассказами. Так запросто и необъяснимо он делает свои номера, что другого и в голову не приходит на его счет. Он очень хороший иллюзионист или действительно связан с магией?
– Он просто великолепный профессионал. Когда я первый раз увидел его, у меня тоже сложилось впечатление, что он связан с магией. Но уже после тщательного неоднократного просмотра профессионалу видно, как делается тот или иной трюк. И плюс его имидж, над которым работает целая команда людей, создают таинственность, загадочность. Он обычный человек, на высочайшем профессиональном уровне делающий свое дело и который, к тому же, очень и очень трудолюбив.
– Тебе, как иллюзионисту, удается что-то разгадать из его фокусов?
– Конечно. Некоторые фокусы удалось разгадать, хотя многие остаются для меня загадкой.
– Возможно что-нибудь подобное сделать при помощи черной магии, без подручных иллюзионисту средств?
– Не все, но кое- что возможно. Магия существует. Естественно, люди, которые этим занимаются, навлекают на себя проклятия, потому что это не остается безнаказанным в любом случае, как бы они там не старались защищаться, им отзовется, если они просто не остановятся и не одумаются.
– Привороты и прочее ведь, действительно, работают…
– Работают, но не всегда, если это против воли Бога. Все, что связано с оккультизмом, не нужно людям. И когда начинают делать привороты и подобные вещи, ничем хорошим это не заканчивается. Человек насильно любим не будет. Здесь есть закономерность. Дерево должно расти так, как оно должно расти, как задумано Всевышним. Если ты ему мешаешь, естественно, ты причиняешь ему боль. Как в Японии, например, у девушек очень ценится маленькая ножка. Их с детства помещают в колодку, и когда ребенок растет, ножка болит, она деформируется. Девочка привыкает ходить, но ей больно. Здесь точно так же. Если человек вмешивается в естественный процесс различными приворотами, в результате – ни тот, ни другой человек не будут счастливы. А тот, кто искушает их к этому, получит должное наказание, и никакая защита ему не поможет.
– Навыки, которые приобретаешь в профессии, остаются навсегда? Или, «запустив» дело, потом приходится начинать с «нуля»?
– Происходит точно так же, как при изучении иностранного языка. Если не упражняться в нем, в результате что- то остается, но уменьшается словарный запас, и уже с трудом что- то понимается, плохо говорится. Точно так же и здесь. Необходимо постоянно заниматься, иначе навыки теряются, грубеют руки. У фокусников существует еще такое понятие, как «забивается трюк», когда ты много работаешь с ним, в течение нескольких лет, а потом уже чувствуешь, что он не вызывает прежней реакции у зрителя. Ты становишься перед зеркалом и замечаешь, что уже где- то не совсем четко делаешь движения, и тогда нужно все заново отрабатывать, чтобы трюк имел успех.
– Есть своя лексика, жаргон у иллюзионистов?
– Терминология есть в каждой профессии, и у нас в том числе: вольты – специальная тусовка или съём карт, спальмировать – спрятать предмет таким образом, чтобы он был незаметен; флориши – умение виртуозно владеть картами, и многие другие.
– Как вы называете друг друга?
– Иллюзионисты, фокусники, престидижитаторы.
– Первый фокус в жизни, который получился?
– После просмотра по телевизору в '80-ые годы передач Арутюна Акопяна, я заинтересовался и пробовал делать простые фокусы с веревочками, с картами. Делал фокус, когда в журнал наливаешь воду, открываешь его, а она исчезла, а потом выливается другого цвета. Вот такого плана фокусы пытался делать. Мне было тогда в районе 12–13 лет.
– На подготовку каких фокусов у тебя уходит больше времени и сил?
– Фокусы, связанные с ловкостью рук.
– По опыту, что больше пользуется успехом у зрителей?
– Людям нравится, когда что-то появляется из ниоткуда, будь то цветы, карты или голуби. Очень популярный фокус превращения бумажек в деньги. Когда это происходит на глазах у людей, это их вдохновляет: «О, как быстро и хорошо! Всегда бы так зарабатывать деньги». Хотя, понятно же, все на самом деле намного сложнее.
– Насколько интересно иллюзионное искусство людям в наши дни?
– Людям всегда интересно, когда человек демонстрирует свои способности якобы от природы, на самом же деле он делает не так, как привычно нашему сознанию. Каждый вид искусства претерпевает изменения. Если взять иллюзионное искусство, здесь был огромный период расцвета в XIX столетии, связанный с именами Гарри Гудини, Роберта Гудена и других. Считалось, что иллюзионисты идут чуть-чуть впереди многих новшеств. Когда только появлялось электричество, фокусники уже применяли его в своих трюках, хотя многие вокруг еще не знали, что это такое. Точно так же на данный момент произошел расцвет, появились Дэвид Копперфилд, Зигфрид Рой, другие интересные иллюзионисты, которые применяют новые технологии, визуально очень интересные публике. Естественно, есть период спада, когда люди интересуются меньше, потом идет всплеск.
– То есть расцвет связан больше с появлением новых имен, а не новых фокусов?
– Скорее всего, когда появляется человек, который делает что-то намного оригинальнее, зрелищнее, интереснее остальных. Люди любят новое. Как песня, которая нравится, потом надоедает, люди ждут продолжения и, не получив его, переключаются на другого исполнителя. Примерно то же самое и в фокусах: показываешь, а людям он уже не интересен: «А, я уже это видел». Фокус придумать очень трудно.
– Был фокус, который ты придумал сам?
– Не то, чтобы придумал, а модернизировал, видоизменил, усовершенствовал некоторые из них. Есть фокус, с которым в 1990 году я выступал на фестивале иллюзионного искусства в Москве и который был отмечен комиссией. Я показывал трюк, который до этого фокусники знали только в одном направлении, я раскрыл его в другом. Это был номер с тростью, которая перемещалась между мной и партнершей. Трость улетала то в одну, то в другую сторону. До этого никто подобного не делал. Обычно работал один человек с тростью. Мы расширили свойства трости, и за это я на фестивале получил звание лауреата.
Светлана Новикова
Интервью в «Народной газете»
"Трюк с превращением пустых бумажек в валюту нравится всем"
Так мало в нашей жизни волшебства. Каждый день куда-то бежишь, на что-то опаздываешь, за кого-то отвечаешь... И так далеки времена, когда боялся — Бабы Яги, мечтал о шапке- невидимке и выпрашивал подарки у Деда Мороза. Очень хочется взмахнуть рукой, произнести: “Крэкс-пэкс-фэкс” — и растворить в воздухе все задания, планы, начальство... Чтобы хоть на секунду впустить в повседневность немножко волшебства. Александру Бурачевскому в этом смысле повезло. Его работа — одна из самых “сказочных”, какие только существуют в мире. Он фокусник. Александр согласился рассказать “НГ” о чудесах и реальности своей загадочной профессии.
— Думать об этой специальности я начал, конечно, в детстве. Мне никогда не хотелось стать космонавтом, как это было модно. В семь-восемь лет я мечтал быть клоуном, уже тогда хотелось веселить людей. Но, когда на экранах появился фильм “Простое волшебство”, посвященный одному из лучших фокусников того времени Арутюну Акопяну, я был просто заворожен его мастерством. И, как любой ребенок, захотел научиться делать волшебство своими руками. Так увлечение клоунадой уступило место интересу к фокусам.
Я стал собирать вырезки из журналов “Юный техник”, “Наука и жизнь”, где мастера жанра раскрывали свои профессиональные секреты. Воплощать свою мечту в жизнь я начал в цирковой студии, затем поступил в Киевское цирковое училище. Окончил его в 1991 году, с тех пор профессионально работаю уже 18 лет. А в целом иллюзионное искусство — это увлечение всей моей жизни.
— И сколько фокусов накопилось в вашем арсенале к настоящему времени?
— Точно сказать не могу, примерно полсотни.
— Какие из них нравятся зрителям больше всего?
— В первую очередь, это фокусы с живыми существами. Моими помощниками на сцене бывали кролики, голуби, ворона. Правда, опыт с вороной у меня оказался неудачным, с тех пор предпочитаю других пернатых. Сейчас у меня дома живут пять голубей, которые участвуют в моих выступлениях. На втором по популярности месте у зрителей фокусы с деньгами. Людей всегда волновал вопрос о том, как сделать деньги из ничего, поэтому трюк с превращением пустых бумажек в банкноты нравится всем.
— Расскажите, какие вообще бывают фокусы?
— Они бывают трех видов. Первая — это микромагия. В нее можно включить трюки с мелкими предметами (монетками, резиночками, шариками, картами и т.д.) для небольшого числа зрителей, когда происходящее они наблюдают с близкого расстояния. Ко второй группе — сценической магии — можно отнести фокусы на ловкость рук, для которых требуется какой-либо не слишком большой реквизит. Это то, что зрители видят на сцене. И третья категория — иллюзионы — масштабные фокусы с достаточно громоздким оборудованием. Это всем известное “распиливание” человека в ящике, трюки Дэвида Копперфилда. Есть также и ментальная магия — фокусы с чтением мыслей. Например, фокусник спускается в зал, на сцене остается его ассистент с завязанными глазами. Первый выбирает любого зрителя из зала, а другой угадывает его пол, возраст, даже номер паспорта. Это очень сложное искусство, для него существует масса своих техник.
— И каким видом магии занимаетесь вы?
— Моя специализация — это сценические фокусы. Трюки на манипуляцию, ловкость рук. Я работаю с предметами средних размеров для аудитории 300—500 зрителей. Вообще, иллюзионы в нашей стране не востребованы. У нас очень мало подходящих для них площадок. К тому же аппаратура, необходимая для таких трюков, стоит больших денег. Прибавьте еще ее транспортировку, установку, и это выльется в круглую сумму.
— А есть ли у вас свои собственные, авторские фокусы?
— Есть, хотя их и не очень много. Придумать что-то новое в нашей профессии достаточно сложно. Фокусников-изобретателей очень мало, и я себя к их числу не отношу. Конечно, дорабатываю какие-то трюки, вношу в них новые идеи, рассматриваю с другой стороны, что-то добавляю. Один из таких фокусов — “летающая трость”, за который мы с напарницей получили третье место на Фестивале иллюзионного искусства в Москве в 1990 году.
— В вашей профессии принято обмениваться опытом, идеями или каждый следит за тем, чтобы его программа осталась в секрете от конкурентов?
— Конечно, мы встречаемся, делимся новыми фокусами. Сначала пытаемся угадать технику сами, если не выходит, то ее рассекречивает исполнитель. Мы не жалеем новых трюков, ведь не так просто их придумать, да и иллюзионистов в нашей стране совсем немного. В последнюю нашу встречу их собралось 12. К тому же выдумать новый фокус — это еще не все. Для того чтобы его поставить, необходим реквизит, а мастеров, которые его изготавливают, в нашей стране очень немного. Поэтому часто приходится рассчитывать на то, что ты можешь сделать сам.
— А кому вы доверяете первым увидеть ваши номера?
— Моим детям. Они — мои главные зрители и советчики. Когда я репетирую новый номер, всегда спрашиваю у них, не заметен ли был самый ключевой момент, секунда, в которой заключен секрет трюка. Если они успели меня подловить, значит, я еще недостаточно хорошо подготовлен и выходить с новым номером на широкую публику пока рано.
— Есть ли в иллюзионном искусстве какие-то основы, которые должен знать любой фокусник, будь то любитель или профессионал?
— Безусловно. Существует шесть золотых правил фокусника. Первое из них — не раскрывать секрета фокуса ради чьего-либо любопытства. Поэтому никогда не стоит спрашивать у иллюзиониста о технике или секрете трюка. Второе правило — тщательно репетировать фокус, прежде чем его кому-то показать. Если это условие не выполнить, зрители могут раскрыть секрет трюка, а фокус с раскрытым секретом уже не фокус. Третий пункт говорит о том, что никогда нельзя показывать один номер дважды в течение выступления. Ведь зритель уже знает, что будет дальше, и может заметить ваше “незаметное” движение в ключевой момент. Еще одно правило запрещает предупреждать о том, что будешь делать дальше. Если вы скажете: “Сейчас я достану кролика из шляпы”, — вся соль номера пропадет. Не стоит также никогда спорить со зрителями, отвлекаясь от дела. И самое главное — если фокус не удался, смейся вместе со всеми!
— Вы любите показывать фокусы на семейных праздниках, в кругу друзей?
— С удовольствием это делаю, если есть настроение. Но, как говорил один из моих наставников иллюзионист Геннадий Яцковский, для людей это — развлечение, а для тебя — работа. От нее точно так же, как и от любой другой, хочется отвлечься и отдохнуть. Мои друзья знают это и никогда не требуют от меня развлечений.
— Скажите, перед какой аудиторией вам нравится выступать больше всего?
— Я люблю самую разную публику. Но приятнее всего та, которая проявляет интерес, реагирует, контактирует с тобой, когда ты на сцене. И в этом плане на первом месте, конечно, дети. Когда я выступаю перед ними, они громко удивляются, восхищаются или, наоборот, высказывают недоверие. Вслух произносят свои догадки о секрете фокуса, которые чаще всего, конечно, неправильные. Детская публика самая открытая, непосредственная и искренняя.
— Александр, у вас такая волшебная профессия, а вы сами верите в чудеса?
— Безусловно. Я верующий человек и знаю, что чудеса есть и происходят они повсеместно. К тому же мне кажется, что профессия фокусника существует не только чтобы развлекать, веселить людей. Она нужна для того, чтобы в повседневной жизни каждого человека, каждого нашего зрителя — не важно, взрослого или ребенка — появилось хотя бы крохотное ощущение волшебства и — хочется надеяться — вера в настоящее чудо.
Ирина ЛЕВЧЕНКО